Russian Belarusian English Polish

ОБОБЩЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
в 2015/2016 учебном году 

Вильчук Елена Васильевна,
преподаватель немецкого языка,
п
ервая квалификационная категория, 2008 г.

 
 Тема обобщенного педагогического опыта «Совершенствование навыков коммуникативной компетенции как одной из форм активизации креативности учащихся через связь урока с внеурочной работой по немецкому языку».

 Форма обобщения опыта – творческий отчет на заседании учебно-методического объединения преподавателей общеобразовательных предметов в 2015 году.

  На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются. Иностранный язык способствует речевому и общему развитию обучающихся и в целом совершенствует культуру общения. Коммуникативную компетенцию учащихся можно развить через их вовлечение во внеурочную деятельность, которая помогает применять иностранный язык в качестве общения. Работа строится через подбор материала, необходимого для самореализации и самоутверждения личности учащихся и выведение их на творческий уровень.
  Сущность опыта Вильчук Елены Васильевны заключается в разработке моделей учебных и внеурочных занятий с использованием эффективных современных технологий для развития коммуникативных компетенций учащихся. Результаты практической деятельности убеждают, что обучение зависит от содержания учебного материала, поэтому преподаватель использует элементы технологии сотрудничества, технологий критического мышления и дифференцированного обучения, метода проектного обучения и другие. Учащиеся вовлечены в кружковую работу, совместно с преподавателем готовят мероприятия ко Дню европейских языков, неделе иностранных языков, участвуют в научно-практической конференции «С наукой в будущее», ежегодно представляют колледж на городской олимпиаде по немецкому языку.
  Преподавателем адаптированы материалы, созданные в ходе обобщения опыта, к условиям работы в профессионально-техническом колледже в соответствии с целями и задачами обозначенной темы. Длительность работы по данному направлению - 3 года. Опыт можно обозначить как положительный, репродуктивно-рационализаторский, поскольку данный вопрос уже разрабатывался отечественными и зарубежными педагогами.
  Участница областного конкурса инсценированной песни на иностранном языке «Руки рабочих, мы о вас эту песню поем», подготовленная Еленой Васильевной Вильчук, награждена Дипломом II степени управления образования Брестского облисполкома.
  В рамках областного семинара преподавателей иностранных языков в 2015 г. Еленой Васильевной совместно с преподавателем английского языка был проведен открытый бинарный урок по теме «Туризм».
  Дипломом III степени управления образования Брестского облисполкома награждена Вильчук Е.В. за победу в областном заочном конкурсе компьютерной презентации по иностранным языкам (немецкий) «История моей профессии». 

Гришко Наталья Анатольевна,
преподаватель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория, 2013 г.

 
 Тема обобщенного педагогического опыта «Использование профессиональной лексики при кабинете русского языка и литературы».

 Форма обобщения опыта – творческий отчет на заседании учебно-методического объединения преподавателей общеобразовательных предметов в 2015 году.

Настоящий путь, ведущий к знаниям, - это деятельность.
(Б. Шоу)

  Сегодня в обществе усилена потребность в высококвалифицированных кадрах с прочными знаниями, уважительно относящихся к своему делу, ориентирующихся на профессионально значимые и культурные ценности. Подготовка молодых людей, способных принимать самостоятельные решения, невозможна без воспитания у обучающихся осознанной любви к языку и избранной профессии.
  Целью обучения русскому языку в профессионально-техническом колледже является практическое овладение русским языком, достаточным для его устного и письменного использования в будущей профессиональной деятельности. Профессиональная направленность деятельности преподавателя, во-первых, требует интеграции дисциплины «Русский язык» с профилирующими дисциплинами; во-вторых, ставит перед преподавателем задачу научить будущего специалиста на основе межпредметных связей использовать язык как средство систематического пополнения своих профессиональных знаний, формирования профессиональных умений и навыков; в-третьих, предполагает использование форм и методов обучения, способных обеспечить формирование необходимых профессиональных умений и навыков будущего специалиста.
  Главная задача преподавателя русского языка Гришко Натальи Анатольевны – помочь учащимся овладеть специальной терминологией, профессиональной лексикой в целом. Для того, чтобы мотивировать учащихся на учебную деятельность, повысить уровень их грамотности, преподаватель показывает, как знания по русскому языку помогают овладевать профессией, расширяют профессиональный кругозор.
  Формы работы по изучению профессиональной лексики на уроках русского языка Гришко Н.А. использует различные: как индивидуальные с применением карточек-заданий, так и групповые, коллективные. Особая роль отводиться словарной работе. Хорошо поставленная словарная работа позволяет формировать у обучающихся положительную мотивацию к будущей профессиональной деятельности, вводит в активный речевой запас профессиональные слова (термины), учит правильно их использовать. Темы для заданий составляются с учетом квалификации – слесарь по ремонту автомобилей, водитель автомобиля, кузнец ручной ковки, токарь, фрезеровщик, электрогазосварщик и др. Всегда ведущей дидактической целью таких занятий является формирование умений работы с профессионально ориентированными текстами и отработка функциональной грамотности на примере специальных упражнений.
  Накопленный педагогический опыт, творческий подход к работе позволил Гришко Н.А. показать хорошую результативность в областном конкурсе учебных кабинетов по предметам гуманитарного цикла, где представленный ею презентационный материал и учебно-методический комплекс работы кабинета русского языка и литературы колледжа отмечен Дипломом I степени управления образования Брестского облисполкома.

Володкевич Виктория Николаевна,
преподаватель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория, 2012 год.

 
 Тема обобщенного педагогического опыта «Система образовательного процесса и информационно-пропагандистской работы кабинета русского языка и литературы в сфере энергосбережения».

 Форма обобщения опыта – творческий отчет на заседании учебно-методического объединения преподавателей общеобразовательных предметов в 2015 году.

«Кто не умеет беречь малого, не сохранит и большого»
(П. Сир) 

  Директива Президента Республики Беларусь № 3 от 14.06.2007 года № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» подчеркивает степень важности формирования у каждого гражданина нашей страны экологически безопасного и энергосберегающего поведения. Каким станет будущее нашей страны зависит от тех ценностных ориентаций, которые закладываются в сознание подрастающего поколения, как в семье, так и в учреждении образования. Актуальным становится создание системы работы по вопросам экономии и бережливости при отдельных кабинетах. 
  Система работы Володкевич Виктории Николаевны направлена на то, чтобы каждый учащийся задумался над данной проблемой и стал более рационально относиться к расходованию энергии. Практика работы преподавателя показывает, что значительных успехов воспитания энергосберегающей направленности учащихся при кабинете можно достичь только благодаря системной, непрерывной работе, организованной через урочную, внеурочную деятельность в тесном союзе с родителями. Проводятся анкетирование, цель которого выяснить отношение в семье к энергосбережению, разъяснительные беседы по вопросам энергосбережения. Вопрос рассматривается на родительских собраниях. 
  В практике работы на уроках Володкевич В.Н. использует разноуровневые задания для индивидуальной работы «Экономия и бережливость - залог богатства Родины», диктанты на тему «Энергосбережение – дело каждого». Учащиеся, выполняя грамматические задания, не только закрепляют основные правила орфографии и пунктуации, но у них развивается личная заинтересованность в решении проблем энергосбережения, пополняется словарный запас. Преподавателем разработан дидактический материал по основным разделам русского языка «Уроки бережливости» в форме презентации. Проводится мониторинг выявления уровня знаний учащихся об энергосбережении, внеурочные мероприятия к Международному дню энергосбережения и неделе энергосбережения, конкурс «Энергомарафон» и конкурс сочинений эпистолярного жанра на тему «Вода – основа жизни на Земле», брейн-ринги по русскому языку «С уважением к энергосбережению»,кураторские часы и часы информирования по формированию навыков энергосбережения. Результаты творческого труда учащихся находят свое отражение в стихах, буклетах, газетах, плакатах, прайс-листах, презентациях, в которых подростки выражают свое отношение к проблеме экономии энергоресурсов. Ведется исследовательская деятельность проблем энергосбережения и экологии.
  Представленный опыт работы включен в учебно-методический комплекс кабинета русского языка и литературы колледжа. В 2015 г. в областном конкурсе учебных кабинетов по предметам гуманитарного цикла кабинет учебного предмета «Русский язык и литература» учреждения образования отмечен Дипломом I степени управления образования Брестского облисполкома. 

Лебедев Виктор Олегович,
мастер производственного обучения,
первая квалификационная категория, 2012 г.
(специальность «Технология сварочных работ»)

 
 Тема обобщенного педагогического опыта «Разработка учебно-методического комплекса мастера производственного обучения».

 Форма обобщения – участие в Ярмарке педагогических проектов в 2015 г.

  Создание современных учебно-методических комплексов проводится в целях реализации требований образовательных программ и образовательных стандартов, обновления содержания нормативно-правового обеспечения профессионального образования, а также качественного методического сопровождения занятий.
  Актуальность представленного опыта мастера производственного обучения Лебедева Виктора Олеговича заключается в систематизации накопленных материалов и возможности практического применения и передаче педагогам других учреждений образования информации о структуре и содержании учебно-методического комплекса производственного обучения по специальности «Технология сварочных работ», квалификация «Электрогазосварщик».
  Стаж работы в данном направлении - четыре года. Материалы, собранные в комплексе содержат четыре раздела: теоретический, практический, вспомогательный и раздел контроля знаний в соответствии с положением об учебно-методическом комплексе на уровне профессионально-технического образования. Практический раздел УМК включает инструкционные и инструкционно-технологические карты для проведения учебных занятий в объеме, установленном учебным планом по специальности. Раздел контроля знаний содержит материалы, позволяющие определить соответствие результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов профессионально-технического образования. Теоретический раздел УМК включает учебно-методическую документацию и методические рекомендации при подготовке к урокам производственного обучения. Нормативно-правовые акты, учебно-программная документация, перечни учебных и справочных изданий, информационно-аналитические материалы включены во вспомогательный раздел.
  УМК выполнен в печатном или электронном виде.
  Систематическая и планомерная работа Лебедева В.О. по созданию учебно-методического комплекса по профессии и представленный опыт показал высокую результативность деятельности мастера производственного обучения:
  Виктор Олегович Лебедев стал победителем областного конкурса на лучший учебно-методический комплекс в номинации «Лучший учебно-методический комплекс учебного предмета «Производственное обучение», квалификация «Электрогазосварщик» в 2015 г.
  Дипломом 1 степени управления образования награжден Лебедев В.О. за победу в областном конкурсе «Лучший педагогический работник 2015 года в системе профессионального обучения» в 2014/2015 учебном году.
  Награжден Дипломом управления образования Брестского облисполкома за лучший проект, представленный на Ярмарке педагогических проектов-2015 в номинации «Методика и технологии профессионального образования».