Russian Belarusian English Polish

ОБОБЩЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
в 2013/2014 учебном году 

Гусачок Наталья Викентьева,
преподаватель географии,
высшая квалификационная категория

 Тема обобщенного педагогического опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе урочной и внеурочной работы по географии на пути формирования экологической компетентности».

 Форма обобщения – защита педагогического опыта на экзамене в УО «РИПО» на присвоение высшей категории.

  Каким будет будущее нашей страны во многом зависит от ценностных основ поведения, которое закладывается в сознании детей. Сегодня очевидно, что никакие технические средства сами по себе не улучшат состояние окружающей среды, если люди не будут готовы к использованию энергосберегающих технологий, сознательно соблюдать требования экологических ограничений и принимать активное участие в решении проблем окружающей среды. Уровень профессионального развития учащихся должен соответствовать достижениям науки, соединенным с экологической культурой. Они должны иметь ценностные установки бережного отношения к живой и неживой природе.
  Экологизация предмета «География», экологическое просвещение и воспитание направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся, что способствует развитию учащихся как личности, формированию экологически компетентного выпускника. Учащиеся получают информацию о природе, сохранении климата, которую уже накопило человечество на уроках географии, и содержание экологического материала является дополнительным. Поэтому им предлагаются альтернативы и возможность самим делать выводы о характере проблем и путях их решений. Основная цель при этом – побудить учащихся к активной познавательной деятельности в процессе урочной и внеурочной работы по географии на пути формирования их экологической компетентности. Соответственно ставятся задачи: выявление склонности учащихся к познавательной деятельности в процессе воспитания учащихся как носителя экологической культуры, использование различных форм и средств активизации познавательной деятельности, воспитание гражданской ответственности учащихся за результаты своей учебной и профессиональной деятельности, культуры труда в природе.
  Длительность работы по данному направлению составляет несколько лет. Проанализирована научная и методическая литература, создан комплект дидактических материалов, разработаны факультативные занятия и воспитательные мероприятия. Разработанные материалы приняли участие в областных этапах республиканских конкурсов «Энергомарафон» и «Энергия и среда обитания». Электронное учебно-методическое пособие «Сберегая – сохраняем» было представлено на областной конкурс по практическому применению информационных технологий в издательстве.
  Наталья Викентьева Гусачок награждена Диплом 3 степени и Почетной грамотой управления образования Брестского облисполкома за участие в областном этапе республиканского конкурса «Энергомарафон» в номинации «Лучший педагогический работник по организации работы по воспитанию культуры энергосбережения у учащихся».
  Дипломом 1 степени управления Брестского облисполкома Наталья Викентьевна награждена как победитель областного этапа республиканского конкурса школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» в номинации для педагогов.

Дисковец Иван Сергеевич,
мастер производственного обучения,
вторая квалификационная категория
(специальность «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»)

 Тема обобщенного педагогического опыта «Роль мастера производственного обучения в развитии творческого потенциала учащихся».

 Форма обобщение опыта - презентация видеоматериалов на заседании педагогического совета.

«От учащегося - до мастера п/о»

  Развитие творческого потенциала, формирование творческой личности учащегося возможно только при условии творческого подхода самого наставника к процессу воспитания и обучения учащихся.
  Дисковец И.С. является выпускником нашего учебного заведения и прошел путь «От учащегося – до мастера п/о». Иван Сергеевич считает, что творчеству следует обучать учащихся уже с первых дней учебы в лицее, т.к. творческий потенциал имеется у каждого, только его нужно   развивать, вовлекая учащихся в творческую деятельность. Процесс творчества не может быть ни принудительным, ни обязательным, и связан лишь с интересами и желанием человека.
  Увлекаясь видеосъемкой со студенческих лет, Дисковец И.С. уже не один год занимается изучением программ для видео для создания видеороликов. Его увлечение разделяют и воспитанники. Иван Сергеевич является руководителем ряда видеопроектов. Результатом совместной деятельности мастера п/о и учащихся являются: Диплом I степени управления образования Брестского облисполкома в номинации «Рекламный ролик» в областном конкурсе современного цифрового творчества «Арт–портал», Диплом II степени в номинации «Лучший видеоролик» в областном смотре-конкурсе творческих работ по пропаганде и формированию здорового образа жизни среди учащихся общего среднего и учреждений профессионально-технического образования, Диплом III степени управления образования Брестского облисполкома в областном заочном конкурс агитбригад (видеоролик) «Мы – за энергосбережение».
  В республиканском конкурсе школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» в номинации «Информирование общества, пропаганда энергоэффективности» Иван Сергеевич, как руководитель проекта, за видеоролик «Экономит вся моя семья» награжден Дипломом II степени Министерства образования Республики.  

Ситко Мария Григорьевна,
преподаватель математики,
высшая квалификационная категория

 
 Тема обобщенного педагогического опыта «Использование современных информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся».

 Форма обобщения – презентация опыта работы на заседании методического объединения.

  Математическая наука на территории Беларуси начала зарождаться в XVII веке. В последующие столетия она развивалась очень интенсивно, начиная от создания первых пособий по математике до исследования в областях высшей математики.
  Актуальность обобщения педагогического опыта по данной теме обусловлена необходимостью систематизации и сбора исторического материала по эпохам развития математики на территории Беларуси.
  Соответственно были поставлены задачи: отследить историю зарождения и развития математики как науки в нашей стране, на примерах биографии математиков-белорусов показать пути их становления как научных деятелей, показать значимость математических достижений математиков-белорусов для науки в целом.
  Чтобы выявить знания учащихся о выдающихся математиках проводилось анкетирование.
  В результате изучения научной, научно-популярной литературы, анализа ресурсов интернета учащиеся под руководством Марии Григорьевны   провели ряд исследований и нашли немало фактов из биографий белорусских ученых, подтверждающих большую значимость их открытий и достижений для научного мира.
  В результате проделанной работы весь собранный материал был скомпонован в соответствии с библиографическими данными и систематизирован в соответствии с эпохами развития математики на территории Беларуси, разработан ряд презентаций «Математики-уроженцы Беларуси Х1Х-начала XX вв», «Математики Беларуси в XX ст.»,   издано пособие «Уроженцы Беларуси, внесшие вклад в развитие математики».
  Практическая значимость:
    ∗ использование материалов исследования при проведении внеклассной работы по предмету;
    ∗ содействие формированию у учащихся интереса к изучению математики;
    ∗ популяризация научной и научно - популярной литературы по предметам естественно-математического цикла;
    ∗ формирование чувства гражданской гордости за уроженцев Беларуси, гордости за свою страну.
  Исследовательская работа учащегося лицея, руководителем которой являлась Ситко М.Г, в областной научно-практической конференции «С наукой в будущее», отмечена Дипломом 3 степени управления образования Брестского облисполкома.

Германович Сергей Александрович,
преподаватель спецдисциплин,
первая квалификационная категория

 
 Тема обобщенного педагогического опыта «Использование информационных технологий в преподавании предметов профессионального цикла».

 Форма обобщение опыта – электронный учебно-методический комплекс по предмету «Правила дорожного движения».

  Процесс компьютеризации и информатизации учреждений профтехобразования стал не только средством увеличения качества проведения занятий, сколько способом оптимизации учебного процесса за счет повышения его индивидуализации.
  Обучение с применением компьютерных технологий обеспечивает решение одной из важнейших задач современного обучения, которая заключается в том, чтобы не столько заучивать, сколько учиться добывать, систематизировать знания и уметь распоряжаться ими.
  Преподаватель спецдисциплин Германович Сергей Александрович широко использует в своей работе современные информационные технологии, компьютерные коммуникации. Ежедневное использование компьютерной техники вошло в число важнейших показателей его уровня работы.
  Он постоянно ищет новые подходы и методики обучения, используя при этом мультимедиатехнологии, которые рассматриваются как информационные технологии, интегрирующие аудиовизуальную информацию любых форм. Это позволяет реализовывать интерактивный диалог, разнообразить формы самостоятельной деятельности учащихся на уроке.
  Сергей Александрович разработал электронное учебно-методическое пособие «Трансмиссия автомобиля» по дисциплине «Устройство и эксплуатация автомобилей», ряд презентационного материала по предмету.
  Германовича А.С. отличает коммуникабельность, профессионализм, единство требований и согласованность в работе с руководством групп учащихся.
  Награжден Почетной грамотой управления образования Брестского облисполкома за многолетнюю добросовестную работу и достигнутые успехи в воспитании подрастающего поколения в 2013 г.