Russian Belarusian English Polish

Приёмы воздействия

направленные на преодоление

отклонений в поведении подростков.

1. Опора на положительные стороны подростка, добрые начала, дать им развиваться, окрепнуть, благодаря чему побуждаются добрые чувства, положительные интересы и устремления.

2. Постановка перед подростком увлекательной перспективы, в результате которой он идёт к радостному событию, преодолевая на пути к достижению намеченной цели трудности и преграды.

3. Переключение подростка на интересное, увлекательное дело, в процессе которого приобретается положительный опыт, преодолеваются нежелательные качества личности.

4. Внимательное, заботливое, чуткое отношение педагога к подростку, что естественно вызывает у него чувство благодарности и удовлетворения за заботу о нём, чувство уважения к наставнику.

5. Укрепление веры в себя и свои силы.

6. Доверие - когда подростку поручается интересное, желаемое дело, в процессе выполнения которого он упражняется в правильном поведении.

7. Сильное педагогическое воздействие на психику подростка, в результате которого уничтожается порочный тип его поведения, рождаются положительные установки. Возникает недовольство собой, отвращение к прежнему поведению, неприязнь к недостаткам, желание стать лучше.

Заповеди педагогики сотрудничества.

1.Любите подростка

2. Систематически изучайте подростка

3.Верьте в него

4.Старайтесь понять его

5.Станьте другом подростку

6.Будьте чутки к его духовному миру

7.Уважайте человеческие достоинства в подростке

8.Оценивайте поступок, а не личность

9.Умейте слушать и слышать подростка

10.Будьте строгими и добрыми

Рекомендации руководству групп по работе с учащимися.

Рекомендации по работе с учащимися с заниженной самооценкой:

- включать в общественные посильные дела;

-хвалить за самостоятельность;

-не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности;

-привлекать подростка к занятиям в кружках и секциях познавательного характера;

-отношения с замкнутыми учащимися должны быть ровные, открытые (негативизм относить к поступкам, а не к личности в целом);

-соблюдать осторожность при передаче таким учащимся стрессовой ситуации;

-не навязывать поручения, но и не отвергать инициативу, давать почувствовать  принадлежность к коллективу.

Рекомендации по работе с учащимися с завышенной самооценкой:

-приучать правильно относиться к критике;

-привлечение подростка к участию в общественной работе, особенно к выполнению поручений, способствующих преодолению заносчивости, самоуверенности, уверенности, эгоизма.

Рекомендации по работе с тревожным подросток:

-общаясь с подростком, не подрывайте авторитет значимых для него людей;

-учитывайте возможности подростка, не требуете от него, того что он не может выполнить. При достижении малейших успехов не забудьте похвалить.

-доверяйте подростку, будьте с ним честными принимайте таким какой он есть.

-будьте последовательны в воспитании;

-старайтесь делать как можно меньше замечаний;

-демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером подростку;

-способствуйте повышению самооценки подростка, чаще хвалите его, так, чтобы он знал за что;

-не предъявляйте завышенных требований.

Рекомендации по работе с агрессивным подростком:

-будьте внимательным к нуждам и потребностям ребенка;

-демонстрируйте подростку модель неагрессивного поведения;

-будьте последовательны в наказании (наказывайте за конкретный поступок);

-наказание не должно унижать подростка;

-обучать распознанию собственных эмоций;

-развивать способность к сопереживанию;

-учить подростка брать ответственность на себе;

-отрабатывать навыки реагирования в конфликтных ситуациях;

-находить повод хвалить подростка, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания, подросток убедиться, претензии были к его поступкам, а не к его личности в целом.

Рекомендации по работе с отверженными и изгоями:

-включать в общественно посильные дела;

-стимулировать психическую активность, направленную на взаимодействие со сверстниками и взрослыми (помощь в подготовке мероприятий);

-соблюдать осторожность при передаче таким учащимся стрессовой ситуации;

-оказывать помощь в организации дружеских связей в лицее;

-систематическое поощрение за успехи.

Рекомендации по работе с лидерами:

-воспитывать убеждение, что авторитет в коллективе основан на реальных делах;

-активировать внимание лидеров на дружеском и доброжелательном отношении к другим членам группы;

-создание условия для осознания учащимися зависимости друг от друга, убеждения в значении взаимопомощи.