Russian Belarusian English Polish

Профилактика злоупотребления детьми в киберпространстве

   

   Проблема насилия над детьми в киберпространстве становится актуальной для всех стран мира. Для нее не существует границ, и изображения пострадавших детей появляются в Европе, Америке, в бывших республиках Советского Союза.
   Термин «киберпространство» был введен Уильямом Гибсоном, который впервые использовал его в 1984 году в романе «Neuromancer». В настоящее время под кибер-пространством понимается «виртуальная» совокупность информационных сетей: телефонные разговоры, чаты, другие онлайновые дискуссии, в целом вся компьютерная связь осуществляется в киберпространстве.
   Сегодня для многих подростков общение в интернете стало важной частью их жизни. В этом виртуальном мире они вступают в такое же взаимодействие, как и в реальности, общаются со сверстниками, доверяют им свои секреты, ищут информацию и обмениваются ею. Более того, ребята вступают в контакт с незнакомыми людьми, заводят новых друзей, узнают и вырабатывают системы ценностей, играют и просто «болтаются», становясь при этом очень уязвимыми.

   Согласно проведенным в некоторых странах опросам подростки в интернете чаще всего общаются:

  • с родственниками - 44%;
  • с «виртуальными друзьями» - 22%;
  • с незнакомцами - 33%.

   Причем «виртуальные друзья» — это, как правило, тоже незнакомые люди, которым доверяют и общение с которыми носит регулярный характер. Следовательно, большая часть времени у ребят уходит на контакты с чужими людьми, поэтому виртуальный мир, как, впрочем, и реальный, может стать опасным.

    Специалисты выделяют четыре основных вида насилия в киберпространстве:

  • приставание, или «обхаживание», в сети (grooming),-вхождение взрослого человека в доверие к ребенку с целью использовать его в дальнейшем для сексуального удовлетворения; 
  • насмешки, оскорбления, запугивание, физический или психологический террор с целью вызвать страх и добиться подчинения (bulling);
  • демонстрация материалов, способных нанести психологический или физический вред ребенку;
  • производство, распространение и использование детской порнографии и материалов, изображающих сексуальное насилие над детьми.

 Груминг

   Киберпространство дает возможность устанавливать контакты с детьми без ведома взрослых, что часто бывает сложно сделать в реальном мире. Преступники, охотящиеся за детьми в киберпространстве, чаще всего устанавливают контакты с ними в чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по электронной почте или на форумах. Они стараются привлечь подростка вниманием, заботой, добротой и даже подарками. Обычно они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и увлечениях современной молодежи. Поэтому подростки часто обращаются к виртуальным друзьям за помощью в решении возникших проблем. Как правило, это дети, которые не находят понимания у своих близких, с трудом заводят друзей в школе, во дворе, поэтому ищут общения в сети. Именно такие дети чаще всего страдают от насилия как в реальной жизни, так и в виртуальном мире.

 Схема действия преступников:

  • Взрослый может зайти в те места, где собираются подростки, включая чаты, форумы, онлайновый игры и т. д., и наблюдать за участниками и/или взаимодействовать с ними.
  • Он определяет потенциально уязвимых детей, которые кажутся одинокими, чем-то расстроенными, или тех, кто ищет помощи и поддержки.
  • Злоумышленник выслушивает проблемы подростков и сочувствует им, завоевывает доверие.

   После установления контакта online взрослый может начать убеждать ребенка или подростка перейти из публичного чата в более уединенное место. Если подросток соглашается и продолжает общение, взрослый может приступить к более интенсивному процессу обхаживания. Он начинает постепенно втягивать подростка в обсуждение интимных вопросов, показывать материалы откровенно сексуального характера, пытаясь ослабить моральные запреты, сдерживающие молодых людей. Преступники постепенно оценивают возможность встречи с детьми в реальной жизни. Подобная тактика в дальнейшем приводит к тому, что ребенок не противится получению таких материалов и может согласиться на встречу вне сети.Выбранный в качестве жертвы ребенок может быть вовлечен в изготовление порнографии путем отправки своих фотографий или при помощи использования веб-камер. Впоследствии это дает преступнику дополнительное средство для контроля над подростком, которому можно угрожать разоблачением перед широкой аудиторией. Кроме этого, шантажу могут подвергаться родители подростка, особенно если это ребенок из обеспеченной семьи.

ОБХАЖИВАНИЕ — ДОСТАТОЧНО ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, И ОН МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕРВАН НА ЛЮБОМ ЭТАПЕ, ЕСЛИ ЗЛОУМЫШЛЕННИК ПОЧУВСТВУЕТ, ЧТО ОН НЕ СМОЖЕТ ДОСТИЧЬ СВОЕЙ ЦЕЛИ.

   Следующий вид насилия:

   Буллинг (английское слово bullying, от bully — хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник). Кибербуллинг – буллинг, осуществляемый в виртуальной среде с помощью интернета и мобильного телефона.

   Этот вид насилия получил широкое распространение в среде подростков. Специалисты выделяют три основных вида буллинга:

  • физический — агрессия с физическим насилием;
  • поведенческий — жертву ставят в оскорбительные и унижающие достоинство обстоятельства, используя сплетни, бойкот, вымогательство, шантаж;
  • словесный — унижение с помощью непристойных слов, издевательских ярлыков, кличек и т.д.

     Новейшее «достижение» в этой области — так называемый кибербуллинг, осуществляемый с помощью электронных средств коммуникации.
   Преследование в киберпространстве намеченного подростка может осуществляться путем передачи телефонных текстовых сообщений, изображений, посланий по электронной почте, а также через онлайновые дискуссионные группы по интересам и личные веб-страницы.
   Специфика виртуального пространства способствует вовлечению подростков в преследование сверстников. Для этого создаются сайты, посвященные учащимся, по тем или иным причинам ставшим «изгоями», им посылают анонимные оскорбительные и угрожающие сообщения, размещают в интернете компрометирующие фотографии, распускают неприличные слухи, сопровождаемые необоснованными уничижительными комментариями. Иногда наоборот — от имени того или иного подростка рассылаются оскорбительные сообщения в адрес других сверстников, зачастую сопровождаемые фотографиями.

    Последствия насилия такого рода могут быть крайне разрушительными, поскольку:

  • у подростков также могут начаться трудности межличностного общения, а также может возникнуть ощущение, что им некуда скрыться;
  • они боятся того, что за их унижением может наблюдать большая аудитория в киберпространстве;
  • жертвы буллинга впоследствии сами начинают преследовать других.

   К сожалению, многие подростки не сообщают о преследовании, поскольку, во-первых, не верят, что взрослые способны понять их и помочь; во-вторых, боятся последующих еще больших издевательств; в-третьих, опасаются, что им запретят пользоваться компьютером.

   Следующий вид насилия — демонстрация материалов, которые могут нанести психологический или физический вред ребенку.

   Распространение интернета увеличивает вероятность того, что дети и подростки могут получить доступ к материалам, не соответствующим их возрасту и способным причинить вред. Подростки рассказывали, что получают информацию и приглашения в клубы самоубийц, предложения вступить в деструктивные секты, принять участие в нетрадиционных формах секса. В последнее время появилась новая опасность в виде так называемых «цифровых наркотиков».
   Конечно, наибольшее распространение имеет продукция сексуального характера. Чаще всего подростки случайно наталкиваются на порнографические изображения, но кто-то получает эти изображения от потенциальных преступников, а кто-то сознательно выходит на порносайты. Независимо от способа получения ребенком материалов, не соответствующих его возрасту, ему причиняется вред. У большинства детей и подростков откровенные сексуальные материалы вызывают беспокойство и тревогу, но для части ребят просмотр порнографии в дальнейшем становится стимулом к участию в изготовлении порноснимков. В последнее время все чаще звучат утверждения, что детская порнография в интернете приобретает угрожающие масштабы.
   Производство, распространение и использование детской порнографии или материалов, изображающих сексуальное насилие над детьми, является одним из видов насилия над детьми в киберпространстве. По данным ООН и ЮНИСЕФ:

  • в интернете постоянно действуют 750 тысяч педофилов;
  • ежедневно в сети появляется свыше 200 новых детских порноизображений;
  • в сети существует свыше 4 млн. порносайтов с изображением детей, причем число их постоянно растет.

   Детская порнография — один из самых доходных видов криминального бизнеса. Причем распространение порнографических материалов представляет собой только верхушку айсберга, в основе которого — сексуальное насилие, торговля детьми с целью сексуальной эксплуатации.

   Новейшие технологии, в т. ч. цифровые камеры, делают производство порнографии легче и дешевле, одновременно снижая риск обнаружения. Расширяются возможности воспроизведения, хранения и распространения: оцифрованные изображения не стареют и не теряют качества при копировании. Кроме того, стало возможным объединить два изображения в одно или исказить их для получения нового изображения, т. е. трансформация. В результате непорнографические изображения детей можно превратить в порнографические, создать изображения виртуальных детей. Существует еще один способ создания детской порнографии, когда дети и подростки с помощью веб-камер, цифровых и телефонных камер изготавливают порнографические изображения самих себя, своих друзей и ровесников, а затем передают их в виртуальное пространство. Это происходит под давлением сверстников или по просьбе посторонних людей. Миниатюрные камеры позволяют изготавливать фото- и видеоизображения без ведома объекта съемки.
    Риск столкнуться с любой формой кибернасилия существует для детей и подростков из всех социальных слоев, неважно, пользуются ребята интернетом или нет. Те, у кого пока нет доступа к интернету, могут стать жертвами преступников, изготавливающих детскую порнографию, или же подвергнуться преследованиям и запугиванию при помощи мобильной связи.
   Важно, что жертвами насилия в киберпространстве чаще всего становятся дети, страдающие от жестокого обращения в реальной жизни.

   Дети, пострадавшие от насилия в киберпространстве, это, как правило:

  • находящиеся в социально или экономически трудном положении, (дети из малообеспеченных семей и семей группы риска);
  • жертвы сексуального насилия и эксплуатации (вовлеченные в занятия проституцией, пострадавшие от траффикинга и/или сексуального насилия);
  • обладающие низкой самооценкой;
  • обделенные любовью и теплом родных и близких;
  • воспитанники детских домов, интернатов, приютов.

   Однако в последнее время приходится слышать о случаях, когда в изготовление порно вовлекаются дети из обеспеченных и внешне благополучных семей, считающие, что участие в порносъемках модно и «круто». К сожалению, подобная «мода» приводит к тому, что подростки сами готовы изготавливать свои «эротические», как они говорят, фотографии и размещать их на своих сайтах или высылать виртуальным друзьям.
   Запись сцен насилия в отношении ребенка дает насильнику власть и контроль. 
   Она оказывает глубокое влияние на ребенка, которое нельзя недооценивать. Она вызывает страх, который затем дает возможность эксплуатировать ребенка многими иными способами. Часто изображение насилия в отношении одного ребенка используются для того, чтобы сломить сопротивление другого ребенка, которого «обхаживают», чтобы в дальнейшем подвергнуть насилию.
   Во всех странах за производство и распространение детской порнографии предусмотрена уголовная ответственность. В Республике Беларусь в соответствии с изменениями, максимальный срок наказания за этот вид преступленияпредусматривает 13 лет лишения свободы ( Статья 343 УК Республики Беларусь). Ответственность наступает с 16 лет.
  Как в реальном мире, в киберпространстве должна быть создана системазащиты детей. Новым и эффективным механизмом пресечения насилия в киберпространстве может и должно стать формирование информационной культуры у подростков, обучение их правилам безопасности в киберпространстве.

 Советы взрослым по обеспечению безопасности детей:

  • Помните, что запрет на пользование компьютером не даст желаемых результатов.
  • Будьте другом своему ребенку, интересуйтесь его увлечениями и обсуждайте возникающие проблемы.
  • Расспросите ребенка о его «виртуальных друзьях», поинтересуйтесь, для чего он использует Интернет.
  • Объясните ребенку, что не следует высылать виртуальным знакомым свои фотографии и личную информацию.
  • Попросите ребенка рассказывать Вам о любых неприятных ситуациях, связанных с общением в Интернете. Убедите его в том, что Вы не будете сердиться, чтобы не случилось.
  • Установите компьютер в месте, доступном для всех членов семьи.
  • Составьте правила безопасного поведения в Интернете, напишите их на бумаге и прикрепите возле компьютера.
  1. Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями. Ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные слова: читать грубости также неприятно, как и слышать.
  2. Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не нужно общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путём. Лучший способ испортить хулигану его выходку – игнорировать его.
  3. Обратите внимание на психологические особенности подростка. Признаки того, что ребёнок подвергается кибербуллингу, различны, но есть несколько общих моментов:
        у подростка наблюдаются перемены в настроении, поведении, сне и аппетите, симптомы эмоционального дистресса на протяжении и после     использования интернета;
       несовершеннолетний прекращает общение с друзьями, избегает школы или школьных компаний, имеет нестабильные оценки и отыгрывает злость в домашней обстановке;
       у ребёнка нет ни одного близкого друга, успешнее он общается со взрослыми, нежели со сверстниками;
       склонен к депрессии.
  4. Если у вас есть информация, что кто-то из друзей или знакомых подростка подвергается буллингу или кибербуллингу, то сообщите об этом администрации школы или психологу.
       
    Помните, что вред, причиняемый детям и подросткам в виртуальной среде или посредством ее, представляет собой акты реального насилия и имеет последствия в реальном мире.
  5. Объясните детям, что личная информация, которую они выкладывают в Интернете (домашний адрес, номер мобильного или домашнего телефона, адрес электронной почты, личные фотографии), может быть использована агрессорами против них.
  6. Помогите ребёнку найти выход из ситуации: практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички. Большинство социальных сетей и сервисов электронной почты имеют в настройках опцию «заблокировать пользователя» или «занести в чёрный список».
  7. Поддерживайте доверительные отношения с подростком, чтобы вовремя заметить, если в его адрес начнут поступать угрозы или агрессия. Наблюдайте за его настроением во время и после общения с кем-либо в Интернете.
  8. Убедитесь, что оскорбления (буллинг) из сети не перешли в реальную жизнь. Если поступающие угрозы являются достаточно серьёзными, касаются жизни или здоровья ребёнка, а также членов его семьи, то несовершеннолетний имеет право на защиту со стороны правоохранительных органов, а действия обидчиков могут попадать под статьи действия уголовного и административного кодексов о правонарушениях.

Как помочь молодому пользователю, если он уже столкнулся с какой-либо интернет-угрозой.

  1. Установите положительный эмоциональный контакт с подростком, постарайтесь расположить его к разговору о том, что произошло. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребёнок должен вам доверять и понимать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, но ни в коем случае не наказать.
  2. Если подросток расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги в результате интернет-мошенничества и пр.), постарайтесь его успокоить и вместе разберитесь в ситуации. Выясните, что привело к данному результату – действия самого ребёнка, недостаточность контроля со стороны родителей или незнание несовершеннолетним правил безопасного поведения в Интернете.
  3. Если ситуация связана с насилием в Интернете в отношении ребёнка, то необходимо узнать информацию об обидчике, историю взаимоотношений с ним, выяснить, существует ли договорённость о встрече в реальной жизни и случались ли подобные встречи раньше, получить сведения о том, что известно обидчику о ребёнке (имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т. д.). Объясните и обсудите, какой опасности может подвергнуться несовершеннолетний при встрече с незнакомцами, особенно без свидетелей.
  4. Соберите наиболее полную информацию о происшествии как со слов подростка, так и с помощью технических средств. Зайдите на страницы сайта, где был молодой человек, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения.

   При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию – в дальнейшем она может вам пригодиться при обращении в правоохранительные органы.

Рекомендации по предупреждению встречи подростков с незнакомцами:

  1. Поддерживайте доверительные отношения, чтобы всегда быть в курсе, с кем подросток общается в сети. Обратите внимание, кого ребёнок добавляет к себе «в друзья», с кем предпочитает общаться в сети – с ровесниками или с людьми старше себя.
  2. Объясните, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, номер школы и т.д.), а также пересылать виртуальным знакомым свои фотографии и видео.
  3. Нельзя ставить на аватарку или размещать в сети фотографии, по которым можно судить о материальном благосостоянии семьи, а также фотографии других людей без их разрешения.
  4. Объясните, что при общении на ресурсах, требующих регистрации (в чатах, на форумах, через сервисы мгновенного обмена сообщениями, в онлайн-играх), лучше не использовать реальное имя. Помогите несовершеннолетнему выбрать ник, не содержащий никакой личной информации.
  5. Объясните подростку опасность встречи с незнакомыми людьми из Интернета. В сети человек может представиться кем угодно, поэтому на реальную встречу с интернет-другом надо обязательно ходить в сопровождении взрослых или подруги/друга.
  6. Детский познавательный интерес к теме сексуальных отношений между мужчиной и женщиной может активно эксплуатироваться злоумышленниками в Интернете. Постарайтесь поговорить с ребёнком на эту тему. Объясните ему, что нормальные отношения между людьми связаны с доверием, ответственностью и заботой, но в Интернете тема любви часто представляется в неправильной, вульгарной форме.

 Важно, чтобы подросток был вовлечён в любимое дело, увлекался занятиями, соответствующими его возрасту.