Russian Belarusian English Polish

Школа Активного Гражданина (ШАГ)


Концепция проекта «ШАГ»

 В соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2018/2019 учебном году» каждый четвертый четверг месяца для учащихся будет организован единый день информирования под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – с приглашением государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления, депутатов, медийных персон. В течение учебного года каждое учреждение образования осуществит девять тематических ШАГов. Каждый ШАГ предполагает последовательное формирование знаний, умений, личностных качеств, убеждений, лежащих в основе гражданской компетентности.
 В «Школе Активного Гражданина» формируется готовность учащихся в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и т.д.), готовность самостоятельно принимать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия. Основная задача – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества.
  Информационную поддержку данного мероприятия осуществляет Республиканское унитарное предприятие «Белорусское телеграфное агентство» (БелТА).

Структуру мероприятия составляют три взаимосвязанных содержательных блока:

ШАГ 1. «МЫ УЗНАЁМ». Целевая установка – информировать учащихся.

ШАГ 2. «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ». Целевая установка – развивать критическое мышление, умение анализировать полученную информацию, формулировать и высказывать собственные суждения по вопросам развития гражданского общества.

ШАГ 3. «МЫ ДЕЙСТВУЕМ». Целевая установка – формировать рефлексивные умения, понимание взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны (компетенция социального действия).

 В ходе реализации ШАГа 1 «МЫ УЗНАЁМ» ведущий ток-шоу (учитель, педагог-организатор, заместитель директора) информирует учащихся в соответствии с заданной темой. На данном этапе для участия в представлении информации можно привлечь учащихся (лидеров детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления). Рекомендуемое время реализации ШАГа 1 – 15 минут.

 ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» можно реализовать двумя способами. При наличии приглашенных гостей (представителей государственных органов власти, местных органов управления, депутатов) можно использовать технологию «100 вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии». Информация о данной технологии размещена на сайте Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/informatsionno-analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/index.php . В ходе общения с гостем учащиеся задают заранее подготовленные вопросы в фокусе темы единого дня информирования. Возможен вариант онлайн-встречи (при наличии технического обеспечения).

 При отсутствии специально приглашенного гостя ведущий ток-шоу организует с учащимися обсуждение с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с основными блоками информации, представленной на первом этапе мероприятия. Рекомендуемое время реализации ШАГа 2 – 20 минут.

 В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» учащиеся на основе анализа полученной информации делают выводы, делятся опытом деятельности по реализации социальных проектов и инициатив, вносят предложения по участию в общественной жизни своего региона, своей малой родины. Рекомендуемое время реализации ШАГа 3 – 10 минут.


Примерная тематика мероприятий информационно-образовательного проекта
«Школа Активного Гражданина»

в учреждениях профессионального образования в 2019/2020 учебном году

Дата проведения

Тема единого дня информирования

Содержательная основа

Место проведения, ответственный

26.09.2019

«Беларусь - страна дружбы и национального согласия»  Международный   день мира (21 сентября)  

24.10.2019

«Молодежь выбирает будущее» Предстоящие выборы депутатов
в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва (17 ноября)

Кабинет № 311
Кисель Л.Н.

28.11.2019

«К устойчивому развитию вместе» Всемирный день науки за мир и развитие (10 ноября)
Международный день энергосбережения (11 ноября)

Всемирный день информации (26 ноября)
 

26.12.2019
(19.12.2019)

«Сохраняя традиции, строим будущее»  День белорусского кино (17 декабря)
Рождество Христово (25 декабря)
 

23.01.2020

«Ученые, прославившие Беларусь» День белорусской науки (26 января)  

27.02.2020

«Священному долгу мы будем верны» День памяти воинов-интернационалистов (15 февраля)
День защитников Отечества Вооруженных сил Республики Беларусь (23 февраля)
 

26.03.2020

«Я гражданином быть обязан» День Конституции Республики Беларусь (15 марта)  

23.04.2020

«Здоровье молодежи - будущее страны»  Всемирный день здоровья (7 апреля)  

21.05.2020

«Нам этот мир завещано беречь» 75-я годовщина Победы советского народа в Великой Отечественной войне  

Тема единого дня информирования 24 октября 2019 года: «Молодежь выбирает будущее».

Информационные материалы к единому дню информирования 24.10.2019.

Методические рекомендации по проведению мероприятия «Молодежь выбирает будущее» 24.10.2019.

Выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь 7-го созыва.


Тема единого дня информирования 26 сентября 2019 года: «Беларусь – страна ярких спортивных побед».

Информационные материалы к единому дню информирования 26.09.2019.

Школа Активного Гражданина. Особенности проведения единого дня информирования для учащихся 1-го курса  в сентябре 2019 года.

Технология «100 ВОПРОСОВ КО ВЗРОСЛОМУ: СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ».

2019  Год – Год 115-летия профсоюзного движения Беларуси.