Russian Belarusian English Polish

Памятка для родителей 
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!


Выбор профессии – важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать, в первую очередь, интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом – семейные традиции и интересы. 
1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии. 
2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии. 
3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции материального удовлетворения. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности. 
4. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами. 
5. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами. 
6. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась. 
7. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить. 
8. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т.д. 
9. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

Спрашивайте – отвечаем!


ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ 
График работы Совета профилактики преступлений и правонарушений УО «Пинский ГПТК машиностроения» 
Режим работы колледжа 
Выписка из Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь


1. Что я должен рассказать ребенку об алкоголе и наркотиках? 
В первую очередь, Вы должны выбрать подходящий момент. Возможно, он случится во время отдыха, и Вам удастся провести воспитательную беседу, носящую более живой характер, чем просто "формальное обсуждение".Или подходящим может стать момент, когда по телевизору показывают сцены с употреблением алкоголя или с курением, или когда алкоголь является частью праздничного стола. Исследования показывают, что дети и подростки часто получают информацию об алкоголе или наркотиках через кино и ТВ. Многие из этих представителей могут быть ошибочными, и у Вас есть возможность разрушить некоторые мифы и скорректировать неправильные суждения Ваших детей. Попробуйте помочь им понять, что: средства массовой информации часто создают привлекательные образы людей, которые употребляют алкоголь и курят, но в реальной жизни их не так много и не больше, чем среди непьющих и некурящих. Алкоголь и наркотики притупляют разум и могут нарушать координацию движений, но они по-настоящему не помогают решить ни одну проблему. Употребление алкоголя или наркотиков прерогатива взрослых, но ни алкоголь, ни наркотики не способны превратить ребенка или подростка во взрослого человека. Только время и опыт могут сделать это. Более того, употребление алкоголя несовершеннолетними является нарушением закона, равно как и курение, детьми до 14 лет. И Ваши дети должны четко осознавать это. Отсутствие зависимости от табака, алкоголя или наркотиков в будущем поможет приобрести хороших друзей и занять лучшее положение в обществе. Для того чтобы стать успешным в жизни, дети должны научиться эффективно общаться, уметь действовать в коллективе и выбирать друзей, не имеющих зависимости от алкоголя и наркотиков. Мифы живучи, но далеко не все люди выпивают, курят и принимают наркотики. 
2. Как я могу поощрять ребенка к откровенности и оказывать на него влияние? 
Дети всех возрастов готовы говорить с родителями, которые могут научить их знаниям об алкоголе, табаке и наркотиках. Для этого понадобится определенный вид родительского искусства: умение давать советы и подталкивать к выбору верного решения, а также отвечать на поставленные вопросы, не блокируя доверительного общения. Выслушать более эффективная тактика, чем запретить высказываться. Но Вам необходимо уметь сосредоточиться и иметь навыки беседы на деликатные темы. Существует 5 приемов, которые помогают родителям лучше понимать собственных детей. Между прочим, опыт их применения может выручить и в общении с другими взрослыми. 
Прием 1: Постарайтесь показать Вашему ребенку, что Вы его понимаете. Иногда этот прием называют "отраженным выслушиванием". Он состоит из трех частей: Демонстрируйте ребенку, что Вы слышите то, что он говорит (например, словами "да", "угу", вопросами "а что потом?", "и что же?" и так далее). Позволяйте ребенку выражать его собственные чувства. Докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав суть). 
Прием 2: Внимательно следите за лицом ребенка и его "языком тела". Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и прочее). Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут Вам иное. Когда слова не соответствуют "языку тела", всегда полагайтесь на "язык тела". 
Прием 3: Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть Ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке. 
Прием 4: Выбирайте правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом Ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте безапелляционно или саркастично дети могут расценивать это как пренебрежение к своей личности. 
Прием 5: Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте Вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие Ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: "Вот это да!", "Да ну, не верю!" и тому подобное. 
3. КАК ПОВЫСИТЬ САМОУВАЖЕНИЕ РЕБЕНКА И ПОМОЧЬ ЕМУ СКАЗАТЬ "НЕТ!" АЛКОГОЛЮ И НАРКОТИКАМ? 
Как ни странно, предрасположенность к употреблению алкоголя и наркотических средств непосредственно связана с уровнем самоуважения. Исследования психологов свидетельствуют, что страдающие алкоголизмом или злоупотребляющие наркотиками обычно имеют низкое самоуважение. Дети, имеющие высокий уровень самоуважения, чаще говорят "нет", когда им предлагают алкоголь и наркотики. Точно так же, как существует 5 приемов умения слушать, мы можем предложить родителям 5 принципов формирования самоуважения ребенка. 
Принцип 1: Одобряйте, хвалите ребенка за небольшие успехи и достижения. Поощряйте даже маленькие достижения и делайте это чаще. Его упорство и попытки сделать что-либо важнее полученных результатов. 
Принцип 2: Помогайте Вашему ребенку выбирать и ставить перед собой реальные цели. 
Принцип 3: Исправляйте и оценивайте поступок или действие, а не личность самого ребенка. Например, лучше сказать: "Лазить по заборам опасно, ты можешь ногу сломать", чем "Ты не должен лазить по заборам это глупо (или: "так делают только дураки")". 
Принцип 4: Дайте вашему ребенку реальную ответственность за какую-нибудь домашнюю работу. Ребенок, который имеет постоянные поручения по домашним делам, ощущает себя частью команды, и, достигая результатов в исполнении своих обязанностей, получает чувство удовлетворения. 
Принцип 5: Показывайте ребенку как Вы его любите, демонстрируйте свою любовь к нему. Объятия, улыбка и слова: "Я люблю тебя" помогут ребенку ощущать Ваше хорошее отношение к нему. Когда дети становятся старше, они сообщают, что эти действия имели для них большую ценность. Вопреки распространенному мнению, неполные семьи могут дать ребенку основу для самоуважения, так же, как и полные; в них могут существовать такие же крепкие и продолжительные связи между родителями и детьми. В то же время научные исследования свидетельствуют, что психологические проблемы детей разведенных родителей схожи с проблемами детей пьющих родителей. 
4. КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ СОПРОТИВЛЯТЬСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯМ (ПОПРОБОВАТЬ АЛКОГОЛЬ ИЛИ НАРКОТИКИ СО СТОРОНЫ СВЕРСТНИКОВ). 
Существуют технические приемы или последовательности действий, которые используются родителями, чтобы удержать своих детей от употребления табака и других наркотиков. 
Прием 1: Учите вашего ребенка иметь свою индивидуальность. Расскажите ему, что делает человека особенным и уникальным. Поговорите с ним о людях, которых он уважает, спросите, что на его взгляд делает их особенными, заслуживающими уважения. Попросите вашего ребенка рассказать о его собственных индивидуальных качествах, не забудьте напомнить ему те положительные и прекрасные качества, которые он может упустить. 
Прием 2: Изучите с Вашим ребенком значение слова (дружба). Попросите его составить список понятий. Которыми он охарактеризовал бы друга, и другой список о недруге. Пока ваш ребенок составляет эти списки, напишите свои собственные. Сравните, чей список более полный. 
Прием 3: Объясните ребенку. Что существуют предложения, на которые можно и нужно отвечать твердым отказом. Многие родители учат своих детей быть всегда вежливыми, почтительными и покладистыми. Несмотря на то что в большинстве жизненных ситуаций такие черты характера являются позитивными, они не позволяют ребенку быть самим собой и развивать свою индивидуальность. Часто дети нуждаются в родительском разрешении, чтобы сказать нет, когда на них оказывают давление. Объясните вашему ребенку, что в определенных ситуациях каждый имеет право высказать свое собственное мнение. Например, когда ровесники оказывают на него давление с целью заставить курить, принимать алкоголь или наркотики. 
Прием 4: Изучайте особенности употребления алкоголя и наркотиков в молодежной среде. Существуют ситуации, в которых подростками считается, необходимым употребление алкоголя или наркотиков. Вы можете помочь Вашему ребенку избежать этих неприятных ситуаций. Не разрешайте Вашим детям ходить в гости к своим друзьям, когда их родителей нет дома, не допускайте, чтобы он становился членом скрытых компаний, то есть неконтролируемых взрослыми. Сомнительно, что два последних требования применимы к российским условиям. Однако, безусловно, родители должны следить за увлечениями своих детей и представлять, где и с кем те проводят свое время. И конечно же, не следует допускать домашних (а и других) вечеринок в отсутствии взрослых, о чем иногда забывают родители, дети которых настойчиво требуют предоставить им самостоятельность. 
Прием 5: Используйте пример сверстников. Существует множество ситуаций, когда позитивный пример ровесников оказывает существенное влияние на ребенка. Например, в некоторых школах и подростковых группах спонсорами программ профилактики являются ровесники, и в этом случае дети поддерживают друг у друга положительные ценности. Может быть, у вас появится желание побольше узнать о такой программе в школе, где учится Ваш ребенок. Это руководство американского происхождения, а у них там все по-другому. Однако не нужно думать, что Вы не сумеете организовать такую программу в школе, где учится ваш ребенок. Например, в рамках курса ОБЖ, валеологии или как факультатив. Не следует давать себе поблажки на основании того, что Вы не директор школы и не учитель, а просто обеспокоенный родитель. Если у Вас хватит энтузиазма и настойчивости, Вы сможете создать организацию из таких же, как и Вы, обеспокоенных родителей и учителей. В конце, концов, даже в Америке большинство профилактических программ начинались именно так. 
5. ЧТО ЕЩЕ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ И ДРУГИХ НАРКОТИКОВ ПОДРОСТКАМИ? 
Существует простая и понятная закономерность: чем больше подростков, окружающих Вашего ребенка, употребляют алкоголь или наркотики, тем с большей вероятностью он начнет поступать так же. Поэтому, чтобы предохранить Ваших сына или дочь от нежелательного знакомства с этими веществами, разумно было бы попытаться уменьшить количество принимающих их в среде Ваших детей. Все больше родителей создают группы для объединения своих усилий. Они считают, что вместе они могут лучше проводить профилактику в своих семьях. Вы тоже можете объединиться в группу, организовав своих соседей (или родителей одноклассников Вашего ребенка). Ваша группа может начать распространять знания о профилактике наркомании среди других родителей в дружеских беседах, на родительском собрании, на специальных вечерах или лекциях, через средства массовой информации, имеющимся в том месте, где Вы живете. Вы даже можете начать выпуск изданий об алкоголизме и наркомании, подобно изданиям других общественных организаций. (Не надо думать, что это непосильная задача. При желании можно добиться результата. Что же касается выпуска антиалкогольной литературы, то многие издательства и полиграфические фирмы охотно помогают в этом деле, и даже бесплатно). Многие люди осознают чрезвычайную важность профилактики. Вы можете использовать силу общественного мнения и повлиять на администрацию школы или местные по проблемам профилактики употребления алкоголя и наркотиков среди детей; можете добиться введения антиалкогольной (антинаркотической) программы как части школьной программы ОБЖ или валеологии; оказывать давление на местные власти с целью создания мест досуга для подростков. Вам необходимо найти других родителей, играющих активную роль в профилактике, и объединить свои усилия в этой полезнейшей и необходимой работе. 
6. ТВОИ ПРАВА ВЫПУСКНИК! 
Статья 281. Трудового Кодекса Республики Беларусь гласит: «Выпускникам государственных высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, а также военнослужащим срочной службы, уволенным из Вооруженных Сил Республики Беларусь, гарантируется предоставление первого рабочего места. Первым рабочим местом считается место работы, предоставляемое выпускнику государственного высшего, среднего специального и профессионально-технического учебного заведения в соответствии с полученной специальностью, профессией и квалификацией, если до поступления в учебное заведение он не состоял в трудовых отношениях, а военнослужащему срочной службы, уволенному из Вооруженных Сил Республики Беларусь, - если на момент призыва на срочную службу он не состоял в трудовых отношениях. Порядок и условия предоставления первого рабочего места указанным лицам определяются Правительством Республики Беларусь». При поступлении на работу по распределению наниматель в соответствии со ст. 16 ТК не вправе отказать в заключении трудового договора. Такой отказ может быть обжалован в суд. 
7. ПО ПОЛОЖЕНИЮ О РАСПРЕДЕЛЕНИИ 
Направление несовершеннолетних выпускников профессионально-технических учебных заведений на работу вне мест их учебы и жительства осуществляется только с согласия выпускников и их родителей. Выпускнику, получившему соответствующее направление на работу, выдается свидетельство. С молодым специалистом, прибывшим по направлению, может быть заключен по его инициативе срочный трудовой договор. Выпускник обязан прибыть к месту работы в срок, определенный в направлении. В случае, если комиссия по распределению не в состоянии дать работу выпускнику, который поступил на общих основаниях, по причине отсутствия мест, ему выдается справка о праве на самостоятельное трудоустройство. Если выпускник отказался от места работы, предложенного комиссией по персональному распределению, ему выдается справка о самостоятельном трудоустройстве. Аналогичную справку получает выпускник, без уважительных причин не явившийся на заседание комиссии. Выпускникам профессионально-технических училищ, которые обучались один учебный год и более, предприятия, объединения, организации дают перед началом работы отпуск с оплатой его из расчета тарифной ставки по присвоенному выпускнику квалификационного разряда (класса, категории) или соответствующего служебного оклада с учетом действующего в данной местности районного коэффициента. Этот отпуск не является трудовым и не влияет на его продолжительность. Выпускникам профессионально-технических училищ, которые обучались меньше одного учебного года (10 месяцев), время обучения засчитывается в непрерывный трудовой стаж, который дает право на очередной отпуск. Выпускникам в возрасте до 18 лет дается отпуск протяженностью в один календарный месяц, а остальным - протяженностью, установленной для работников соответствующей профессии и вида деятельности на предприятиях, организациях и заведениях. Выпускники, которым законодательством предусмотрены льготы, распределяются в соответствии с ними. Выпускники, которые направлены после окончания учебного заведения в другую местность, имеют право на компенсацию расходов, связанных с переездом, выплату заработной платы за время нахождения в дороге и выплату выпускникам и членам их семьи одноразовой помощи в соответствии с трудовым законодательством. Выпускники по прибытии к месту работы обеспечиваются жильем в порядке, определенном жилищным законодательством. Предприятия, заведения, организации, а также исполкомы Совета народных депутатов при недостаточности личного жилищного фонда могут арендовать у населения жилые помещения для выпускников учебных заведений, которые прибыли на работу в сельскую местность, с оплатой согласно заключенным договорам с квартиросдатчиками. В случае отказа в приеме на работу ранее заявленным и направленным в определенном порядке выпускникам высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений с организаций, предприятий, заведений взимается штраф в соответствии с Законом "О занятости населения Республики Беларусь". Руководителям предприятия, организаций и заведений не разрешается переводить на работу, не связанную с полученной специальностью, профессией, квалификацией, или увольнять выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений без их согласия на протяжении 2 лет после окончания ими учебного заведения. Предприятия, заведения, организации могут выдавать молодым специалистам ссуды на индивидуальное строительство, приобретение мебели и другого жилищно-бытового и сельскохозяйственного инвентаря, принимать вне очереди в жилищно-строительные кооперативы. Несовершеннолетние (лица, не достигшие восемнадцати лет) в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются гарантиями, установленными настоящим Кодексом, иными актами законодательства, коллективными договорами, соглашениями. Рабочий день сокращенный, не более 35 часов в неделю. 
8. ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ НА РАБОТУ: 
1. Пройти медицинский осмотр. 
2. Ознакомиться с содержанием коллективного договора. Обязательно ознакомиться с правилами внутреннего трудового распорядка и по возможности с иными локальными нормативными актами. 
3. Требовать заключения письменного трудового договора, предусмотренного ст. 18 ТК. Требовать заключения трудового договора на определенный срок, если характер работы постоянный, наниматель не вправе (ст. 17 ТК). В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 28 ТК, наниматель не может установить при заключении трудового договора условие о предварительном испытании. Контракт должен заключаться не менее, чем на 2 года. В контракте должны быть предусмотрены отпуск и повышение тарифной ставки. 
4. Подойти в профком и стать на учет членов профсоюза, написать заявления о безналичном удержании взносов. 
5. Если работник моложе-18 лет: 
а) может взять отпуск в любое время продолжительностью не менее 30 дней (ст. 277 ТК); Дополнительно к отпуску после распределения. 
б) запрещается применение труда на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных и горных работах. Список работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом. Утвержден в 1995 году и занимает 80 страниц мелким шрифтом. Запрещаются подъем и перемещение несовершеннолетними тяжестей вручную, превышающих установленные для них предельные нормы. Предельные нормы подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную устанавливаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом; 
в) ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру. Обязательные ежегодные медицинские осмотры несовершеннолетних работников проводятся в рабочее время с сохранением среднего заработка; 
г) запрещается привлекать работников, моложе восемнадцати лет к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни, работам в выходные дни. 
д) нормы выработки устанавливаются исходя из норм выработки для взрослых работников пропорционально сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренного законодательством для данной категории работников. Для работников, принимаемых на работу по окончании общеобразовательных, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, курсов, прошедших обучение непосредственно на производстве, могут устанавливаться пониженные нормы выработки. Размеры пониженных норм и сроки их действия определяются в коллективном договоре; 
е) заработная плата при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы. Труд работников моложе восемнадцати лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по сдельным расценкам, установленным для взрослых работников, с доплатой по тарифной ставке за время, на которое продолжительность их ежедневной работы сокращается по сравнению с продолжительностью ежедневной работы взрослых работников; 
ж) расторжение трудового договора с работниками моложе восемнадцати лет допускается, помимо соблюдения общего порядка, только с согласия районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 3 и 6 статьи 42 ТК, (ликвидация организации, сокращение численности или штата работников; несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы; несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы; неявка на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности). Расторжение трудового договора с работниками моложе восемнадцати лет допускается, помимо соблюдения общего порядка, после предварительного, не менее чем за две недели, уведомления районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7-9 статьи 42 и пунктами 1-3 статьи 44 ТК, (систематическое неисполнения работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного взыскания; прогул (в том числе отсутствия на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин; появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребления наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время; однократное грубое нарушение правил охраны труда, повлекшего увечье или смерть других работников; призыв работника на воинскую службу; восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу; нарушение установленных правил приема на работу). 
6. Новое жилищное законодательство практически не содержит никаких льгот для молодых специалистов, кроме нормы ст. 84 ЖК о внеочередном предоставлении жилого помещения детям-сиротам после окончания ими учебного заведения. 
7. Т.к. действительно не предусматривает сохранения за работником места работы на период службы в армии. Нормы об этом содержатся в ст. 10 Закона «О статусе военнослужащих». 
8. Сколько прав у ребенка? 
(по Конвенции о правах ребенка) 
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие "мировой конституции прав ребёнка". 26 января 1990 года Конвенция о правах ребёнка была открыта для подписания, и в тот же день её подписала 61 страна, а 2 сентября 1190 года после ратификации двадцатью государствами Конвенция вступила в силу. С того времени она была ратифицирование всеми, за исключением двух, государствами мира. Конвенция возлагает на принявшие её государства, прежде всего правовую ответственность за их действия по отношению к детям. Требования Конвенции имеют силу норм международного права. Это первый официально утверждённый международный инструмент, регулирующий взаимоотношения мира взрослых и детей, определяющий новую этику отношения к детству. Главные цели Конвенции - максимальная защита интересов ребёнка, признание приоритетности этих интересов в обществе и провозглашение равных прав ребёнка со взрослыми. Положения этого документа сводятся к четырём основным требованиям, которые должны обеспечивать права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. В этом акте заложены два основополагающих принципа. Первый - ребёнок является самостоятельным субъектом права. Второй - приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии. Взаимоотношения взрослых и детей должны строиться на такой нравственно-правовой и педагогической основе, когда уважение к личности ребенка, к его мнению, взглядам и желаниям принимается не только как норма общечеловеческой культуры, но и как норма права. Родитель и ребёнок, учитель и ученик должны стать равноправными субъектами права, строя свои отношения на взаимном уважении и доброжелательном отношении друг к другу. Чтобы ответить на вопрос: "Сколько прав у ребенка?" - обратимся непосредственно к тексту Конвенции. В соответствии с текстом Конвенции ребёнок имеет следующие права: 
1. Право на жизнь (ст. 6. п. 1). 
2. Право знать своих родителей (ст. 7, п. 1). 
3. Право на заботу родителей (ст. 7, п. 1). 
4. Право на имя (ст. 7, п. 1; ст. 8, п. 1). 
5. Право на гражданство (ст. 7, п. 1; ст. 8, п. 1). 
6. Право на сохранение своей индивидуальности (ст. 8, п. 1). 
7. Право на семейные связи (ст. 8, п. 1). 
8. Право ребёнка, разлученного с родителями поддерживать личные отношения и прямые контакты с родителями (ст. 9, п. 3). 
9. Право ребёнка, родители которого проживают в различных государствах, поддерживать личные отношения и прямые контакты с обоими родителями (ст. 10, п. 2). 
10. Право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (с целью неразлучения с родителями)(ст. 10; п. 2). 
11. Право ребёнка свободно выражать свои взгляды (ст. 12, п. 1). 
12. Права ребёнка свободно выражать своё мнение; это право включает свободу искать, передавать и получать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребёнка (ст. 13; п. 1,2). 
13. Право на свободу мысли, совести и религии (ст. 14, п. 1,2). 
14. Право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний (ст. 15, п. 1,2). 
15. Право на личную жизнь (ст.1б, п. 1). 
16. Право на прикосновенность жилище (ст. 16; п. 1). 
17. Право на семейную жизнь (ст. 16; п. 1). 
18. Право на тайну корреспонденции (ст. 16, п. 1). 
19. Право на защиту закона от незаконного вмешательства и посягательства на его честь и репутацию (ст. 16; п. 1,2). 
20. Право на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников (ст. 17; п. 1). 
21. Право ребенка, родители которого работают, пользоваться службами и учреждениями по уходу за детьми (ст. 18; п. 3). 
22. Право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления (ст. 19; п. 1). 
23. Право ребёнка, лишённого семейного окружения, на особую защиту и помощь (ст. 20; п. 1). 
24. Право неполноценного в умственном и физическом отношении ребёнка на особую заботу (ст. 23; п. 2). 
25. Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24; п. 1,2,4) . 
26. Право ребенка, помещённого компонентными органами на попечение с цель ухода за ними, его защиты или физического или психического лечения, на периодическую оценку лечения и всех других условий, связанных с его попечением (ст. 25). 
27. Право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование (ст. 25, п. 1). 
28. Право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27; п. 1,3). 
29. Право на образование (ст. 28; 29). 
30. Право ребенка, принадлежащего к этническому, религиозному или языковому меньшинству или коренному населению, пользоваться родным языком, своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять её обряды (ст. 30). 
31. Право на отдых и досуг (ст. 31; п. 1,2). 
32. Право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством (ст.31; п. 1). 
33. Право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может предоставлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32; п. 1). 
34. Право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 33). 
35. Право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, от других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребёнка (ст. 34, 36). 
36. Право ребенка, лишённого свободы, оспаривать законность лишения свободы перед судом или другим компетентным, независимым, беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие ими решения в отношении любого такого процессуального действия (ст. 37; д). 
37. Право ребёнка, лишенного свободы, на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи (ст. 37; д). 
38. Право ребёнка, который как считается нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признаётся виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребёнка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нём уважение к правам человека (ст. 40; п. 1). 
Права ребёнка как неотъемлемая часть прав человека должны служить тем фундаментом, на котором строится национальная система образования и воспитания в любой стране мира. 
9. ПРАВА, СОБЛЮДЕНИЕ КОТОРЫХ РЕБЁНКУ ГАРАНТИРУЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ИМ ОБРАЗОВАНИЯ. 
1. Право на образование. 
2. Право на охрану здоровья, право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней для восстановления здоровья. 
3. Право на отдых. 
4. Право ребенка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни, заниматься искусством. 
5. Право свободно выражать своё мнение, включая право свободно искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода. 
6. Право на свободу мысли, совести, религии. 
7. Право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний. 
8. Право на личную жизнь. 
9. Право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование. 
10. Право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствие заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления. 
11. ОБЯЗАННОСТИ РЕБЁНКА 
КОДЕКС РБ О БРАКЕ И СЕМЬЕ. гл. 16, ст. 190 ОБЯЗАННОСТИ РЕБЁНКА ВНЕ СЕМЬИ 
- Каждый ребенок обязан уважать права и достоинства других людей, проявлять к ним гуманное отношение 
- Ребёнок обязан уважать историко-культурное наследие, самобытность, язык и иные ценностиbr /, являющиеся достоянием РБ и других народов, бережно относиться к природе, соблюдать законы РБ. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "О ПРАВАХ РЕБЁНКА" СТ. 11 ОБЯЗАННОСТИ РЕБЁНКА Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ" ст. 31 ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ, СТУДЕНТОВ, ДРУГИХ КАТЕГОРИЙ ТЕХ, КТО УЧИТСЯ. Учащиеся средних, студенты высших учебных заведений, другие категории тех, кто учатся, обязаны уважать достоинство педагогических работников, овладевать устойчивыми знаниями и практическими навыками в соответствии с установленными требованиями, придерживаться правил внутреннего распорядка, выполнять другие требования, предусмотренные законодательством Республики Беларусь и уставом учебного заведения.